Как рынок коммерческой недвижимости переживал экономический кризис в 2016 году

В условиях нестабильной экономики особенно тяжело приходится рынку коммерческой недвижимости...

Как рынок коммерческой недвижимости переживал экономический кризис в 2016 году

Как менялся спрос на отдельные типы объектов, какие ключевые события произошли в этом году – об этом пойдет речь в данной статье.

 

Снижение объема предложений по офисным площадям за счет крупных сделок

В 2015 году было заметное снижение интереса к объектам офисного типа, спрос значительно отставал от предложения. Но в 2016 произошло оживление сегмента, а благодаря ряду крупных сделок сократился объем предложений. Важно и то, что часть сделок совершалась государством и компаниями с его участием. Например, мэрия Москвы выкупила у Capital Group 55 тыс. кв. м офисных площадей в башне «Око», «Транснефть» приобрела бизнес-центр Evolution Tower, а Сбербанк – деловой комплекс President Plaza. К числу ключевых событий также причисляется обмен акций инвестиционной компании O1 Properties на БЦ «Аврора Бизнес Парк», причем это один из немногих случаев на российском рынке коммерческой недвижимости, когда сделка проходит без денег. Такие масштабные операции стали причиной дефицита больших объемов свободной офисной недвижимости премиум класса в пределах одного делового кластера.

Есть перемены и в части аренды офисных помещений. Эксперты отмечают повышение спроса на небольшие офисы метражом до 300 кв. м. На протяжении всего года было заметно, что арендаторам тяжело, поскольку постоянно поднимался вопрос пересмотра условий аренды и сокращения ставок. Кто-то принимал кардинальное решение и переезжал в более скромный офис. Но было достаточно много и тех арендаторов, которые повышали качество своего размещения и переезжали в деловые комплексы классом выше.

В течение года арендные ставки практически не менялись. Так, квадратный метр в бизнес-центре класса А Прайм стоит $800-900, класса А – 18-35 тыс. рублей, класса В – 13-28 тыс. рублей. Налог на добавочную стоимость и операционные расходы в тарифы не входят.

Объем ввода в эксплуатацию новых офисных центров достаточно мал. Сроки окончания строительства многих объектов перенесены на следующий год. Некоторым девелоперам пришлось переводить строящиеся коммерческие объекты в жилые здания. Строится около 1 млн. кв. м офисной недвижимости, но темпы слишком низкие, чтобы говорить о скором вводе в эксплуатацию. Эксперты считают, что в Москве в будущем году будет предложено только 400 тыс. кв. м новых площадей под офисы.

Сейчас о восстановлении рынка говорить не приходится, позитивные события только выравнивают ситуацию. И эксперты прогнозируют такое же положение дел еще как минимум на два года.

 

Торговых площадей стало меньше

По сравнению с прошлым годом, сократился объем инвестиций в российскую торговую недвижимость на 29% и составил $519 млн. Самой крупной сделкой стала продажа ТЦ «Зеленопарк».

Рынок коммерческой недвижимости Москвы приобрел 500 тыс. кв. м новых торговых площадей. Открылось сразу 5 объектов: «Ривьера», «Океания», «Хорошо!», «Косино Парк», «Метрополис» (вторая очередь).

Однако на будущий период эксперты прогнозируют сокращение объемов строительства примерно до 300 тыс. кв. м. А если активность ритэйлеров останется на прежнем уровне или даже возрастет, то возникнет дефицит торговых площадей.

 

Спрос на склады упал

В 2016 году главной тенденцией стало снижение спроса на качественные складские площади. Традиционно основной целевой аудиторией в этом сегменте являются предприятия розничной торговли, но сейчас количество сделок с ними сокращается.

На фоне падения спроса девелоперы становятся менее активными. По предварительным данным, в Московском регионе к концу 2016 года будет сдано около 700 тыс. кв. м складских площадей, но это на 19% меньше, чем в предыдущем году. При этом более 1 млн. кв. м складской недвижимости сейчас незанято и элементарно простаивает.

На 2017 год существенных изменений эксперты не прогнозируют.

 

Гостиничный сектор растет

В Московском регионе появилось приличное количество новых гостиничных номеров – более 1,2 тыс. При этом около 800 номеров входит в средний ценовой сегмент. До конца года планируется появление еще 700 номеров.

Среди главных причин такого роста – увеличение массового паназиатского спроса, повышение интереса к внутреннему туризму, в том числе и в деловой сфере. Многие московские гостиницы на всем этом сумели хорошо заработать, выполнить и даже перевыполнить утвержденный бюджет. Хотя некоторые гостиницы с 2013 года просто не могли закрывать годовые планы и существенно отставали.

Если говорить о рынке коммерческой недвижимости в целом, то многие эксперты сходятся во мнении, что в 2017 году будет повышение цен во всех сегментах.

27 декабря 2016 1335


Наверх