Чтобы получить бесплатное жильё от государства в России, необходимо пройти сложную и длительную процедуру...
Граждане столкнутся с рядом трудностей: проблематичной постановкой на учёт, зашкаливающим уровнем бумажной волокиты и периодом ожидания, который может длиться десятилетиями. Но самое худшее, что граждан могут исключить из очереди в любой момент, причём на это не будет законных оснований. Адвокат Олег Сухов привел примеры наиболее распространенных случаев, когда граждан неправомерно исключали из очереди на квартиры.
Пример 1. Жилплощадь выдали, а сообщить забыли
Несколько лет назад проживающая в столице семья Ильиных (все фамилии в статье изменены) чуть не лишилась квартиры от государства, положенной ей по закону, по вине чиновников. С 1989 года москвичка вместе с дочерью стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Проблем, вроде как, не предвиделось: граждане исправно подавали в мэрию справки, не совершали сомнительных сделок с недвижимостью прежде, не прописывали в квартире посторонних людей. Но потом выяснилось, что их уже несколько месяцев как вычеркнули из списка на социальное жильё. В результате Ильины обратились в суд.
Департамент городского имущества своё решение суду объяснил просто: обещанную однокомнатную квартиру семье выдали ещё шесть месяцев назад. Однако Ильины не соизволили вовремя явиться в администрацию и подписать соответствующие документы. Следовательно, статья 41 городского закона № 29 от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» дает муниципалитету право снять граждан с учета.
Казалось, чиновники все предусмотрели, поскольку статья 41 гласит, что после выхода распоряжения о предоставлении жилья гражданину даётся 30 дней для заключения с мэрией договора социального найма. Если он не уложился в этот срок без уважительных причин на то (например, из-за командировки, болезни или отпуска) либо отказался от предоставленного варианта, распоряжение признают недействительным, а очередника вычеркнут из списка или переставят в его конец – решает городская администрация. Чиновники также предъявили суду решения префектуры, согласно которым Ильины не уложились в предусмотренный законом срок. Однако нигде не значилось, что гражданам отправили почтовое уведомление о выдаче квартиры. По словам истца, о предоставлении жилья никто не сообщал ни устно, ни письменно. Следовательно, не было возможности вовремя заключить договор. Суд удовлетворил иск Ильиных и обязал городскую администрацию восстановить учётное дело.
Пример 2. Бери, что дают, и убирайся из очереди
Часто в качестве формального повода для снятия очередников с учета используют их чрезмерную (по мнению госслужащих) разборчивость. Прошлым летом в Уфе из очереди исключили семью Тереховых – ребенка с инвалидностью и его мать. Прежде городская администрация предлагала им переехать в «двухкомнатку», находящуюся в другой части города. Но женщина вынуждена была отказаться, поскольку дом располагался слишком далеко от больницы, в которой лечился сын. Чиновники решили не предлагать заявительнице другие варианты, а признать её «не нуждающейся» в улучшении жилищных условий.
К счастью Тереховых, вмешалась прокуратура, которая подала в суд иск с требованием отменить незаконное решение. Истец основательно аргументировал свою позицию. Во-первых, Тереховы не вселялись в предоставленное жилье, не заключали договор социального найма и не написали вовремя отказ от двухкомнатной квартиры. Во-вторых, основания для получения бесплатного жилья (инвалидность ребенка и 17-метровая комната в общежитии) по-прежнему остались. Суд посчитал, что муниципалитет не выполнил своих обязательств по улучшению жилищных условий граждан, и обязал власти вернуть Тереховых в очередь на квартиру.
Пример 3. Намеренный отказ за «ненамеренное» ухудшение
Год назад во Владимирской области произошла еще одна типичная история. Чиновники исключили из квартирной очереди ветерана Великой Отечественной войны, посчитав, что 98-летняя пенсионерка Людмила Смирнова хочет обмануть государство. Двумя годами ранее она продала разваливающийся дом в деревне своему сыну, который проживал отдельно, и тем самым якобы намерено ухудшила свои жилищные условия. Чиновников не смутило, что недвижимость нуждается в капитальном ремонте и находится в глуши. Однако это заинтересовало районный суд, который при рассмотрении дела учёл плохое состояние дома, преклонный возраст женщины, то, что она нуждается в уходе, и родственные связи покупателя и продавца. Суд посчитал, что старушка не преследовала цель намеренно ухудшать свои жилищные условия, чтобы поучить бесплатную квартиру от государства. Более того, после продажи дома как таковых «ухудшений» в жизни пенсионерки не произошло. Благоустроенного жилья Смирнова не имела и прежде, проживает она в том же помещении, что и при постановке на учет, площадь дома в результате сделки не изменилась. Суд вынес решение в пользу пенсионерки.
Пример 4. Выгодно женившиеся квартиру не получат
Иногда, пытаясь сократить очередь на жилье, чиновники доходят до абсурда. К примеру, гражданину могут отказать в улучшении жилищных условий, если кто-то из членов его семьи удачно женился или вышел замуж.
Семья Васильевых (мать, отец и сын) более 20 лет жила в комнате в коммуналке площадью 18 «квадратов» и ожидала, что мэрия выделит им более просторное жилье. Когда до переезда оставалось считанное время, юноша женился. Невеста оказалась владелицей трехкомнатной квартиры в Подмосковье, которую ей подарили обеспеченные родители. Департамент городского имущества посчитал, что теперь у семьи с жильем все в порядке и пора исключить ее из квартирной очереди.
Суд не разделил позицию чиновников и пояснил: если гражданин не состоит на учете и имеет недвижимость, на которую очередники не имеют права (купленная до вступления в брак, приватизированная, унаследованная), власти не имеют права плюсовать эту жилплощадь к метражу заявителей. Другими словами, квартира невесты – ее личное имущество, которое никак не может улучшить жилищные условия родителей ее жениха.