Как признать дом аварийным и добиться его расселения?

Жильцы домов, которые находятся не в самом лучшем состоянии, надеются попасть под программу расселения ветхого и аварийного жилья, чтобы получить новые квартиры...

Как признать дом аварийным и добиться его расселения?

Портал недвижимости superrielt.ru выяснил у специалистов общественной организации НП «ЖКХ Контроль», у кого есть шанс воспользоваться такой программой и что делать в случаях, когда что-то пошло не по плану.

Что такое «ветхий» и «аварийный» дом?

Ветхим называют дом, построенный много лет назад, в котором протекает крыша и просел фундамент. Это определение – бытовое и означает высокую степень износа. Но не существует методики определения «ветхости» жилья, и этот статус не несет каких-либо юридических последствий.

С понятием аварийного дома все обстоит иначе. Этот термин обозначает, что дом не только старый, но и что в нем опасно проживать. Дом могут признать аварийным не только по причине высокого износа, но и если, например, в материалах дома высокая концентрация вредных веществ, уровень шума превышает допустимую норму или обнаружены другие факторы, которые могут повлиять на здоровье жильцов.

Кто определяет, аварийный дом или нет?

Аварийным дом может признать межведомственная комиссия при муниципальном образовании.

Члены комиссии – представители органов местного самоуправления, представители органов, в чьи полномочия входит проведение регионального жилищного надзора, надзора в сферах пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и прочей безопасности, государственного контроля, благополучия человека, защиты прав потребителей и другие эксперты.

Владелец жилого помещения взаимодействует с комиссией и имеет право на совещательный голос.

Как пригласить комиссию для проверки дома на аварийность?

Любой владелец или наниматель жилья может подать заявление в муниципальную межведомственную комиссию. К документу необходимо приложить выписку из Росреестра (подтверждение права собственности на жилплощадь в доме) или договор социального найма и заключение экспертной организации об обследовании дома. Комиссия рассмотрит вопрос признания дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

Кроме того, в межведомственную комиссию могут обратиться органы прокуратуры или жилищного надзора. В таком случае они должны обеспечить проведение экспертизы. То есть, обратившись в эти органы, собственники могут сэкономить деньги.

Решение о проведении технической экспертизы должно быть принято на собрании собственников помещений многоквартирного дома и ими же оплачено.

Что происходит, когда дом признали аварийным?

Когда получено заключение комиссии, соответствующий орган власти в 30-дневный срок должен издать распоряжение, где будет определено дальнейшее использование помещений и срок расселения жильцов, если дом признают аварийным и подлежащим реконструкции или сносу или заключат, что здание нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ.

Согласно Жилищному кодексу, обязанности по сносу аварийного дома возложены на владельцев помещений. Они должны самостоятельно оплатить это мероприятие.

На практике за переселение аварийных домов, как правило, отвечают органы местного самоуправления (к тому же, во многих домах есть муниципальные квартиры, поэтому муниципалитет является полноправным владельцем наряду с физлицами). Если у жильцов сформирован участок земли под домом, и она представляет ценность, ее можно продать либо заключить инвестиционный контракт со строительной компанией на возведение нового дома.

Что делать, если дом давно признан аварийным, но все еще не расселен?

Прежде всего, необходимо выяснить, когда дом был признан аварийным и в какую программу его включили.

Если такой статус был присвоен до 2012 года, то, вероятнее всего, многоквартирный дом включили в программу переселения из аварийного жилья, софинансируемую Фондом содействия реформирования ЖКХ. Но дом мог попасть и в другие программы, которые финансируются из федерального, субъектного или местного бюджета.

Дома, включенные в программу «Фонда ЖКХ», значатся в соответствующем перечне на сайте организации.

Кроме того, на таких домах должны быть таблички, где указаны сроки и место переселения. Если заявленные сроки переселения подходят, а жильцов не переселяют, необходимо уточнить этот вопрос в администрации муниципального образования или в самом Фонде ЖКХ.

Что касается домов, попавших в другую программу, за необходимой информацией необходимо обращаться в администрацию муниципального образования.

Куда обращаться с жалобой, если заявленные сроки расселения нарушены?

Органы государственной власти (федеральные и региональные органы, министерства и ведомства) должны расселить аварийный дом по соответствующему решению межведомственной комиссии, если являются владельцами этого дома. Обязанность по переселению дома лежит на органе местного самоуправления как на одном из собственников, который владеет муниципальными программами, и как на органе, который учредил межведомственную комиссию и обязан содействовать собственникам в сносе аварийного жилья, а также переселить жильцов, заключивших договор социального найма помещений в этом доме.

Обычно органы государственного жилищного надзора, Роспотребнадзора и прокуратуры входят в муниципальные межведомственные комиссии. Роспотребнадзор и Госжилинспекция, ссылаясь на заключения о техническом и санитарно-эпидемиологическом состоянии дома, вправе принудит органы местного самоуправления к переселению. Прокуратура следит за выполнением решений, которые были приняты на основании федерального закона.

17 сентября 2017 419


Наверх