Застройщики сокращают размеры скидок

Высокий спрос на московские новостройки и рекордные объемы продаж в 2018 году позволили застройщикам сократить свои программы скидок...

Дисконтные проблемы запускают акции

Риелторы заметили существенное сокращение размеров дисконтов, которые девелоперы предоставляют покупателям жилья в Москве. Если в конце 2016 года средний дисконт составил 6–7%, в 2017-м — 5%, то в конце декабря 2018 года средний дисконт, по данным «Метриум», составил 4%. В целом за пять лет, по данным «Инкома», средняя скидка на первичном рынке упала с 15% до 5%, откатившись к докризисным показателям.

Сегодня застройщики либо сокращают размер дисконтов, либо всё чаще заменяют стандартные скидки на индивидуальные предложения. Всё чаще возможное снижение цен обсуждается уже в частном порядке, говорит управляющий партнёр компании «Метриум» Мария Литинецкая. О том, какие скидки на новостройки можно получить сегодня и как дисконты могут измениться в 2019 году, редакции «РБК-Недвижимости» рассказали столичные риелторы и девелоперы.

Официальные и индивидуальные скидки в виде акций

Смотря на сокращение размеров дисконтов, покупатели всё также могут получить скидки в большинстве жилых проектов. Сегодня в Москве, по данным IT-платформы «Бест-Новострой», ведутся продажи квартир в 633 корпусах, из них в 552 корпусах предлагаются те или иные акции и скидки. В пересчёте на проекты — более 80% от 75 различных компаний.

В декабре 2018 года на рынке массового сегмента Москвы, по данным «Метриум», только в 6% жилых комплексах девелоперы давали скидки, ещё в 7% покупателям озвучивался размер скидок — дисконты предлагались в индивидуальном порядке. В бизнес-классе скидки отсутствовали в 7,5% новостройках, ещё в 18% застройщики предоставляли их в индивидуальном порядке. Практически во всех высокобюджетных объектах можно было получить скидки — как официальные, так и индивидуальные.

В то же время акций — сезонных или праздничных — действительно стало меньше, чем один-два года назад, отмечает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. Литинецкая уточняет, что всё чаще дисконты предлагаются на весь объём предложения, и только на выделенный пул квартир или апартаментов. Преимущественно речь идет о наименее ликвидных вариантах с большой площадью или удачными планировками, поясняет эксперт.

Менее значительную стандартную скидку при оплате всей стоимости квартиры (своими или заёмными средствами) можно получить практически в каждом проекте, утверждает Доброхотова. При этом, по её словам, большие скидки — выше 10% — крайне редки. Они могут присутствовать в виде краткосрочных акций и распространяются на все лоты, говорит эксперт.

«Акции варьируются в зависимости от проекта — скидки могут распространяться как на студии и однокомнатные квартиры, так и на многокомнатные варианты, на выбранных этажах, с бонусом в виде машино-места на подземной парковке и на многое другое. Во многих проектах дисконт может достигать 15%. Более того, на рынке есть объекты, застройщики которых предоставляют дополнительные скидки определенным категориям граждан — например, 100 тысяч рублей за каждого ребёнка в семье с детьми либо 1–3% пенсионерам и молодым семьям, которые в браке только год», — говорит директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет недвижимости» Татьяна Подкидышева.

Скидки столкнутся с проблемами в экономике

В 2019 году риелторы, опрошенные редакцией, ожидают дальнейшего снижения как среднего размера дисконтов, так и числа проектов, где предоставляется скидка. В то же время, скорее всего, это снижение будет минимальным или даже останется на уровне прошлого года, считает Литинецкая. С ростом себестоимости строительства из-за увеличения НДС, инфляции, перехода на эскроу-счета скидочная активность застройщиков будет снижаться, и мы увидим движение к более равновесным ценам и скидкам, прогнозирует директор по продажам девелоперской компании «Лидер Инвест» Евгений Большаков.

По оценке Подкидышевой, девелоперы разделятся на два лагеря: первые попытаются максимально извлечь выгоду с реализации своих объектов до введения эскроу-счетов. Вторые, по её мнению, наоборот станут выводить новостройки на рынок, чтобы уже во время действия закона о проектном финансировании продавать квартиры по более высокой стоимости.

Смотря на то, что новая схема финансирования строительства новостроек начнёт действовать только с середины года, уже сейчас застройщики приступают к наращиванию финансовой подушки безопасности для более безболезненного перехода к работе со счетами эскроу, отмечает Литинецкая. С другой стороны, по её мнению, есть вероятность увеличения максимальных размеров скидок со стороны тех девелоперов, которые столкнутся с падением спроса и проблемами с экономикой проекта из-за возросших издержек.

На первичном рынке столичного жилья возможны две стратегии: скидки от крупных компаний в размере 2–3%, которые предусмотрены финансовой моделью проекта, и постоянно действующие рекламные скидки в размере 10–15%, которые изначально зашиты в завышенную стоимость квадратного метра, разъясняет топ-менеджер компании «Лидер Инвест».

По мнению Доброхотовой, сложно спрогнозировать, как изменятся скидки, так как известно, как именно станет меняться экономика проектов в связи с переходом на продажи через эскроу-счета. «Исключено, что банки будут контролировать ценообразование (а значит, акции и скидки) в ЖК, использующих проектное финансирование. Возможно, на этом фоне мы увидим какие-то изменения в ставших привычными программах дисконта», — резюмирует эксперт.

Ликвидные лоты запускают акции

Сегодня покупатели стремятся как можно скорее совершить сделку на фоне роста ставок по ипотеке и предстоящего повышения цен из-за перехода девелоперов на работу со счетами эскроу, говорит Литинецкая. Поэтому причины увеличения скидок у застройщиков есть, поясняет эксперт. К тому же, по мнению Подкидышевой, застройщики проанализировали рыночную ситуацию прошлых лет и сделали свои объекты более доступными. В результате пришлось предлагать большие скидки, чтобы стимулировать спрос, к тому же помогли низкие ипотечные ставки, добавляет эксперт.

Вице-президент по продажам группы компаний ПИК Геннадий Россо поясняет, что сегодня наблюдается тенденция сохранения высокого спроса на новостройки, поэтому девелопер планирует запускать дополнительные маркетинговые акции. В компании «Лидер Инвест» начали сокращать акционные программы, начиная с третьего квартала 2018 года. При этом, по словам Большакова, как правило, они подразумевают продажу наименее ликвидного и очень ограниченного объёма лотов.

«При правильной ценовой политике есть необходимость устраивать распродажи. Мы сторонники того, чтобы на входе заявлять клиенту честную цену, без зашитых в неё скидок, чтобы психологически она выглядела привлекательнее, и у человека возникало желание прийти и посмотреть объект жилья. Кроме того, многие проекты «Лидер Инвест» в течение прошлого года вышли на завершающую стадию строительства, и у нас есть необходимость в усиленном стимулировании продаж», — пояснил Большаков.

В то же время все девелоперы сокращают свои акционные программы. Так, в девелоперской компании «Группа ЛСР», смотря на рекордный рост продаж по итогам 2018 года (+38%), сохраняются различные скидки и постоянно внедряются новые. «Мы ожидаем, что и в 2019 году спрос на жильё у надежных застройщиков сохранится на аналогичном уровне. Смотря на это, мы регулярно предлагаем своим клиентам интересные акции. Также у «Группы ЛСР» заключены партнерские соглашения с ключевыми российскими банками, благодаря чему покупатели с детьми могут приобрести у нас жильё в ипотеку по субсидированной ставке 6,7%», — сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе девелопера.

04 февраля 2019 1230


Наверх