Можно ли не пускать в квартиру сотрудников управляющей компании?

Владельцы жилья в многоквартирных домах, сделавшие перепланировку, обязаны пускать в квартиры сотрудников управляющей компании ЖКХ...

Можно ли не пускать в квартиру сотрудников управляющей компании?

Так решил Верховный суд России, изучивший спор коммунальщиков и собственников.

Обустраивая своё жильё в Подмосковье, муж и жена сделали полную перепланировку. Коммунальщикам в просьбе посмотреть на то, что получилось, они отказали, и те подали в суд. В горсуде вынесли решение о том, что представители управляющей компании действовали в интересах закона, но в областном суде с этим не согласились. Тогда иск был подан в Верховный суд.

Изначально его составила управляющая компания на основании того, что владельцы одной из квартир не пустили внутрь её сотрудников. В документе, который подали в Красногорский горсуд Московской области, говорилось, что сначала коммунальщики прислали супругам требование показать бумаги, подтверждающие законность перепланировки. Когда в течение нескольких месяцев реакции не последовало, составили новое письмо, в котором требовали показать состояние инженерных сетей внутри квартиры. Владельцы жилища и на этот раз не отреагировали, и коммунальщики решили обратиться в суд.

Горсуд иск удовлетворил, обязав супругов показать коммуникации. Попутно с пары ещё и компенсацию госпошлины взыскали в размере 6 тысяч рублей. Но собственники обжаловали решение в Московском облсуде. Там не только отменили принятый в горсуде вердикт, но и вовсе решили отказать коммунальщикам в иске. Тем ничего не оставалось, как обратиться в Верховный суд, где на основании Жилищного кодекса и приняли решение в их пользу.

Согласно статье 30, владельцы жилища должны заботиться о его состоянии. Есть и список обязанностей, включая соблюдение прав соседей и правил содержания имущества дома. Судя по материалам, собственники не подали документов о перепланировке и пустили коммунальщиков частично в квартиру (кроме кухни, лоджии, одной из комнат).

Горсуд, принимая решение, руководствовался статьями 31 и 161 ЖК РФ и Правилами предоставления комуслуг. На основании этих постановлений было решено, что коммунальщики могут осматривать квартиру, чтобы предотвратить аварийные ситуации. Облсуд с коллегами из городского был не согласен. Там посчитали, что причин для доступа сотрудников на кухню и в комнаты нет, ведь в этих помещениях нет санитарного оборудования. К тому же нет и жалоб от соседей.

В Верховном суде решение отменили, посчитав, что в облсуде неверно истолковали постановления. Так, согласно статье 17 ЖК, пользоваться жилищем можно, лишь соблюдая права всех жильцов, включая тех, кто проживает в соседних квартирах. Также важно соблюдать Правила пользования жилыми помещениями. Они гласят, что следует незамедлительно устранять аварии, если они случаются, а для этого, соответственно, нужно уведомлять о них управляющую компанию. Более того, собственники должны пускать её сотрудников в оговорённое время, чтобы те осмотрели коммуникации и саму квартиру: ЖК обязывает владельца поддерживать её в надлежащем состоянии.

Согласно 161 статье, высотка должна быть безопасна для всех жильцов. Чтобы обеспечить безопасность, следует соблюдать стандарты и правила по управлению домом,  установленные правительством.

Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ, именно управляющая компания обеспечивает обслуживание дома, включая мелкий ремонт. В этом же документе описывается, что оно включает. Верховный суд акцентировал внимание на том, что перечень работ, которые должны выполняться коммунальщиками, расписан руководством страны. В Правилах содержания общего имущества высотки упоминается, что осматривать это общее имущество обязаны владельцы и представители УК ЖКХ. Здесь же отмечается, что последние могут требовать доступ в квартиру, но «в оговорённое с владельцем время и не чаще, чем 1 раз в 90 дней». Причём приходить сотрудники могут при необходимости, а если возникла авария, то в любое время.

В Правилах предоставления услуг отмечается, что собственники обязуются пускать коммунальные службы, сотрудников госструктур и других уполномоченных лиц в жилище, чтобы те осмотрели внутриквартирное оборудование. В Верховном суде также акцентировали внимание на том, что требования обязательны для всех жильцов дома.

На основании регулярных осмотров коммунальщики принимают решение о необходимости ремонта. То есть, время от времени они должны получать доступ в квартиру, чтобы выполнять свои обязанности. В облсуде это не учли, посчитав, что в квартиру коммунальщики могут попасть лишь, если случится авария либо поступит жалоба от соседей. Поэтому их решение было отменено, в отличие от решения горсуда.

20 июня 2019 3446


Наверх