Атакуют коллекторы из-за долгов по ипотеке: что делать?

Иногда форс-мажорные обстоятельства рушат планы по возврату кредита, и банк натравливает на заемщика коллекторов. Нередко те ведут себя словно бандиты, поэтому следует знать – как противодействовать собирателям долгов.

Атакуют коллекторы из-за долгов по ипотеке: что делать?

В СМИ регулярно публикуются жуткие истории о выбивании коллекторами задолженностей по ипотечным и другим кредитам. Нередко они используют поистине криминальные методы – угрожают расправой, размалевывают двери нецензурными словами, не говоря уже о ночных звонках и позорящих публикациях в социальных сетях.

В некоторых случаях доходит до откровенного беспредела. Например, 4 года назад в Новосибирской области коллекторы ворвались в квартиру семьи, задолжавшей банку 240 тыс. руб. Они зверски избили мужчину и ребенка, а женщину изнасиловали. Этот вопиющий инцидент вызвал широкий общественный резонанс и летом 2016 г. Госдума приняла закон № 230-ФЗ о защите прав физлиц, задолжавших финансовым учреждениям.

Требования закона к коллекторам

Указанный документ достаточно четко регламентирует права и обязанности коллекторов. В случае превышения своих полномочий выбиватели долгов могут надолго отправиться на нары. Какие же требования предъявляет к коллекторам федеральный закон?

Прежде всего, перед вступлением в разговор с должником (неважно, по телефону или лично) – коллектор должен представиться, четко произнеся свои фамилию, имя и отчество. Также он обязан назвать финансовое учреждение, чьи интересы представляет. Если беседа осуществляется по телефону, коллектор обязан сообщить, что разговор записывается.

Взаимодействие с должниками допустимо только с 8.00 до 22.00 по будням и с 9.00 до 20.00 по выходным. Коллектор имеет право совершить только один звонок и отправить не более двух СМС в сутки. Встречаться с должником собиратель долгов может не чаще одного раза в неделю.

Как правильно себя вести с коллектором

Во-первых, необходимо записывать все разговоры с выбивателями долгов на смартфон или диктофон. Перед тем, как нажать на кнопку записи, предупредите об этом коллектора. Во-вторых, обязательно спросите у собеседника название и точный адрес коллекторского агентства, которое он представляет. В-третьих, уточните наименование финансовой организации (банка), чьи интересы отстаивает коллектор. Существуют и другие, проверенные практикой, рекомендации по ведению переговоров с собирателями задолженностей:

  1. Попросите назвать точную сумму долга.
  2. Предупредите, что отправили в банк-кредитор заявление с просьбой предоставить расчеты по кредиту и на данном этапе ожидаете ответ.
  3. Скажите, что в отсутствие детальной информации о составляющих долга общаться с коллектором не имеет смысла.
  4. Заведите тетрадь или файл на компьютере, и заносите туда все звонки и СМС от коллекторов с указанием времени.

Эти данные почти наверняка вам пригодятся, если дело дойдет до судебного разбирательства в связи с неправомочными действиями коллекторов.

По каким поводам и куда жаловаться

Если вам или вашим близким угрожают или, тем более применяют физическую силу, без раздумий пишите заявление в полицию – закон полностью на вашей стороне. При поступлении звонков от коллекторов в неположенное время (рано утром или поздно вечером), составляйте жалобу в Роскомнадзор. В случае, если собиратели долгов делают секрет из названия финучреждения, чьи интересы они представляют, пожалуйтесь в Центробанк РФ – у банка-кредитора могут возникнуть в этой связи серьезные проблемы.

Если после обращения в надзорные органы реакции от них не последовало, следует идти в прокуратуру уже с заявлением о бездействии контролирующих ведомств. Необходимо также знать, что в России действует Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). В ее функции входит надзор за соблюдением законности работы коллекторов. Таким образом, если они ведут себя некорректно и нарушают правила, то с заявлением об этом можно обратиться еще и в НАПКА.

Нестандартным, но иногда эффективным методом решения проблемы задолженности может оказаться обращение к финансовому омбудсмену, задача которого – постараться найти мирное решение конфликтного денежного вопроса. Если же вы вообще не хотите иметь дело с коллекторами, дождитесь четырех месяцев с момента просрочки по выплате кредита и подайте в банк письменный отказ от взаимодействия с выбивателями долгов. Тогда они вообще потеряют право каким-либо образом давить на заемщика. Однако в этом случае будьте готовы к передаче кредитного дела в суд и отстаиванию своих прав в данной инстанции.

05 октября 2020 7387


Наверх