Лицензирование арендного жилья в России – цель или утопия?

Многие специалисты рынка краткосрочной аренды считают, что поставить на учёт все сдаваемые квартиры и комнаты будет очень сложно.

В 2019 году в Минэкономразвития был подготовлен проект закона, который должен был стать основой для лицензирования этого вида деятельности. Предлагалось ввести идентификатор для всех объектов жилья, которые сдаются не период до месяца (30 дней). Полученный идентификационный номер арендодателю предписывалось указывать в объявлении о сдаче объекта. Законопроект так и не был принят.

Сегодня Ростуризм готовит ряд изменений в закон о турдеятельности. В планах ведомства создать федеральный реестр гостевых домов и классификация объектов для сдачи в аренду.

Во многих европейских странах уже введено регулирование в сфере краткосрочной аренды. Например, в столице Германии вообще наложен запрет на сдачу недвижимости в аренду на краткий период, а в Барселоне – выдаётся документ, привязанный к кадастровому номеру. Во многих городах Европы арендодатель регистрирует гостей и платит налоги с дохода от сдачи жилья.

Сегодня в России стремительное увеличение рынка сдачи жилья в краткосрочную аренду имеет достаточно много негативных последствий. Прежде всего уменьшается объём жилого фонда. Владельцы недвижимости, почувствовав ощутимую выгоду от такого вида заработка, начинают сдавать жильё массово именно на короткий срок в расчёте на туристов, что оборачивается ростом стоимости аренды для обычных людей, желающих снять квартиру на длительный период.

Собственники арендного жилья чаще всего не платят налоги, потому что не оформляют официальные договоры с арендаторами. Всё происходящее невыгодно отельерам, которые явно проигрывают в борьбе за привлекательность цены размещения. Существование нелицензированных объектов, которым не надо ни за что платить государству, буквально убивает гостиничный бизнес, и соответственно, снижает качество услуг.

О сложности лицензирования говорит и объём объектов недвижимости, который сдаётся по всей России на сегодняшний день. Трудно представить, как именно проконтролировать и учесть все объекты, не говоря уже о том, чтобы их классифицировать. На данный момент только в Москве по примерным подсчётам сдаётся краткосрочно около 800 тыс. квартир.

Как результат, государство недополучает огромные средства в виде налогов на этот вид доходов и от оформления непосредственно самих лицензий. Речь об обеспечении безопасности и качества услуг в нелицензированных объектах вообще не идёт.

Можно предположить, что со стороны арендодателя процесс получения лицензии будет достаточно затратным, вследствие чего возрастёт стоимость краткосрочной аренды, причём, когда именно ждать повышения качества услуг после введения лицензирования, спрогнозировать пока невозможно. Таким образом, в проигрыше останутся и потребители.

Как выйти из образовавшегося замкнутого круга пока непонятно, как и неизвестно, будут ли эффективны на этот раз механизмы реализации процесса лицензирования, предложенные в новом законопроекте.

09 ноября 2021 461


Наверх