Сдача квартиры в аренду и как грамотно оплатить налоги

В Москве сдающие свои квартиры в аренду собственники все чаще действуют официально, уплачивая налоги с доходов...

Сдача квартиры в аренду и как грамотно оплатить налоги

Портал недвижимости superrielt.ru выяснил, как зарегистрировать бизнес рантье.

Как сообщают в департаменте экономической политики и развития Москвы, за три квартала прошлого года в городской бюджет было заявлено 1,3 миллиарда рублей налога, а это на 15% больше, чем за весь 2016 год. В общей сложности подано свыше 25 тысяч налоговых деклараций и приобретено практически 2 тысячи патентов.

Каждый год в Москву приезжают порядка 5-7 миллионов человек, более 100 тысяч из которых находят работу и остаются здесь. В связи с этим московский арендный рынок стабильно растет, но до сегодняшнего дня остается непрозрачным. По разным оценкам, в столице в аренду сдается от 200 до 800 тысяч объектов недвижимости. Эксперты говорят, что только 5% собственников арендных квартир платят налоги.

Программа по легализации арендного рынка стартовала в сентябре 2012 года. В 2017 году в Москве нашли более 65 тысяч фактов недекларируемой сдачи квартир в аренду.

Что должно быть прописано в договоре аренды

Арендный договор – это договор, который заключается между нанимателем и наймодателем в свободной письменной форме. Документ не нужно ни нотариально заверять, ни регистрировать в государственных органах (если договор заключается на срок менее одного года).

Чтобы застраховаться от неприятных неожиданностей, в договоре аренды нужно указать:

  • адрес квартиры;
  • паспортные данные обеих сторон;
  • документы, на основании которых наймодатель является собственником жилья;
  • арендную ставку и условия внесения платы; арендные сроки;
  • количество жильцов и их данные;
  • разрешено ли держать в квартире домашних животных;
  • как часто и в каком порядке владелец может посещать сданное жилье;
  • внесение залога и порядок его возврата;
  • порядок оплаты услуг ЖКХ;
  • условия досрочного расторжения договора и что это за собой влечет;
  • какие штрафные санкции грозят каждой из сторон при невыполнении условий документа.

Какая система налогообложения выгоднее

Есть несколько способов уплаты налога:

  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%;
  • для индивидуальных предпринимателей (ИП) по ставке 6%;
  • приобретение патента на сдачу жилья в аренду.

Конечно же, выгоднее платить 6-процентный налог как ИП или купить патент (который также обойдется примерно в 6%), а не отдавать 13% как физлицо, если сдача в аренду квартиры для Вас является постоянным источником дохода из года в год.

Но далеко не каждый арендодатель захочет оформлять документы, чтобы получить статус ИП, без которого не выйдет приобрести патент. Кроме того, многие не готовы регулярно заполнять налоговые декларации и стоять в длинных очередях в налоговой инспекции.

Порядок подачи декларации и уплаты налогов для физических лиц

Если арендный договор заключается на один год и более, он должен пройти регистрацию в Росреестре. Арендодателю необходимо подавать налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) и уплачивать НДФЛ в размере 13% для россиян и 30% - для иностранных граждан.

Декларация подается лично собственником квартиры в налоговую инспекцию по месту жительства, через представителя, действующего по доверенности, по почте или по интернету. Декларация заполняется от руки или онлайн на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Данные за год, когда был получен доход от аренды, подаются не позже 30 апреля следующего года.

Порядок уплаты налогов для ИП

Зарегистрироваться как ИП может любой, достигший 18-летнего возраста человек, проживающий в России. Чтобы это сделать, нужно подать в межрайонную инспекцию ФНС РФ №46 копии всех страниц паспорта (вместе с оригиналом в момент подачи), заявление о государственной регистрации физического лица как ИП (форма № Р21001) и подтвердить факт уплаты государственной пошлины квитанцией. Эти действия можно выполнить онлайн на сайте ФНС или в личном кабинете налогоплательщика.

На уплату налога и подачу декларации предпринимателю даётся столько же времени, как и физическому лицу, но при этом действует более низкая налоговая ставка – 6%. Однако, будучи ИП, необходимо дополнительно уплатить страховые взносы по медицинскому страхованию и в пенсионный фонд.

Стоимость патента и как его приобрести

Патентная система налогообложения самая простая и удобная. Она не требует заполнения и подачи декларации в налоговую инспекцию. Чтобы приобрести патент, необходимо зарегистрироваться как ИП. Также обладателю патента не нужно платить НДФЛ, НДС, торговый сбор и налог на имущество (по видам деятельности, которые указаны в патенте). Чтобы перейти на патентную систему, нужно подать заявление в налоговую службу, как минимум, за десять дней до начала деятельности.

Патент покупается на срок от 1 до 12 месяцев в течение года, его цена зависит от площади сдаваемой квартиры и района её расположения. В 2016 году стоимость патентов на аренду квартир опустили на 40% (кроме квартир, расположенных в ЦАО). За патент на квартиру площадью до 50 «квадратов» в пределах МКАД на сегодняшний день необходимо заплатить порядка 18 тысяч рублей.

Рассчитать стоимость патента поможет официальный калькулятор. Можно не вносить полную стоимость патента сразу, заплатив третью часть от суммы в 90-дневный срок, а остальное – до конца срока действия патента.

Как и где платить налог

Сумма налога рассчитывается на основании поданной налоговой декларации. Налогоплательщик обязан внести её не позже, чем 15 июля года, который следует за истекшим налоговым периодом, в любом банке либо на сайте ФНС.

В соответствии со статьями 119 и 122 Налогового кодекса непредоставление налоговой декларации и, соответственно, неуплата налога влекут ответственность – до 40% от размера неуплаченного налога.

06 апреля 2018 4339


Наверх