Мифы, усложняющие оформление недвижимости: 6 историй от нотариусов

К сожалению, многие люди ошибочно считают, например, что брачный договор – прямой путь к разводу, электронный скан документа бесполезен и что наследство оформляется автоматически...

Мифы, усложняющие оформление недвижимости: 6 историй от нотариусов

Портал недвижимости superrielt.ru расскажет Вам об опыте нотариусов, с какими заблуждениями они чаще всего сталкиваются в своей практике и как в реальности обстоят дела с оформлением документов.

 

Миф 1. Оформление сделки через нотариуса отнимает много времени

Как рассказывает Наталья Сергеева, нотариус города Москвы, недавно граждане пришли к ней проконсультироваться касательно оформления договора дарения. Папа и дочка выглядели явно не радостными и уже настроились, что в ближайшие несколько недель им предстоит с утра до вечера ходить по различным инстанциям, чтобы собрать все необходимые документы и справки, а затем еще около месяца ждать, когда же будет заключен сам договор.

Передав нотариусу пакет документов, они ожидали ответа и, по словам Натальи Сергеевой, были крайне удивлены, что подписать договор можно будет уже через два дня.

Нотариус говорит, что благодаря Единой информационной системе нотариата (ЕИС) она смогла проверить документы за один день. С помощью ЕИС можно моментально передать и запросить необходимую информацию у Росреестра, МВД, Налоговой службы и крупнейших банков. Соответственно, единственной инстанцией, куда необходимо обратиться участникам сделки, станет нотариальная контора.

Сергеева вспоминает, что перед удостоверением сделки она еще раз зачитала сторонам текст договора, отметив правовые особенности дарения недвижимости: сделка является безвозмездной, и после ее заключения все права на имущество переходят от дарителя к одариваемому – это практически невозможно будет отменить. Нотариус говорит, что необходимо акцентировать внимание на таких моментах, чтобы стороны понимали все условия и последствия подписываемого договора – так можно обеспечить законность сделки и защитить ее участников.

Также можно сэкономить время, подав заявление на государственную регистрацию права собственности в электронном виде: при таком формате подачи заявки через нотариуса регистрация займет всего один рабочий день.

Вопреки пессимистическим ожиданиям клиентов, весь процесс – от обращения до завершения государственной регистрации, длился пять дней вместо предполагаемого месяца.

 

Миф 2. Электронный скан документа не имеет юридической силы и абсолютно бесполезен

Нотариус города Омутнинска в Кировской области Анна Корчемкина рассказала, что однажды к ней обратился мужчина, чтобы оформить продажу квартиры. Недвижимость была оформлена на имя клиента и, что важно, приобреталась, когда он состоял в браке. Нотариус сообщила, что квартира считается совместно нажитым имуществом супругов, поэтому для её продажи необходимо нотариально удостоверенное согласие жены. Пара не подозревала, что потребуется такое согласие, и не подготовила соответствующие документы. Еще одна трудность была в том, что на момент обращения мужа жена находилась в другом городе, а покупатели принципиально не соглашались на перенос даты сделки.

Корчемкина говорит, что эту проблему можно решить практически моментально – для этого необходимо нотариально удостоверить, что электронный документ равнозначен бумажному оригиналу, и отправить его в другой город.

Супруга может составить и удостоверить согласие на продажу недвижимости в любой нотариальной конторе города своего пребывания. Затем нотариус отсканирует документ, подпишет его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и перешлет файл нотариусу, к которому обратился супруг. Такой документ будет иметь ту же юридическую силу, что и оригинал на бумаге, с которого был сделан электронный образ. Кроме того, если потребуется, нотариус сможет перевести электронный документ в привычный бумажный вид.

За такую услугу придется заплатить всего 50 рублей за каждую страницу документа и еще 100 рублей за услуги правового и технического характера. Но важно отметить, что такая процедура недоступна в рамках сделок в простой письменной форме и в отношении документов, удостоверяющих личность.

 

Миф 3. Прежде чем обратиться к нотариусу, нужно сравнить цены в разных нотариальных конторах города: стоимость услуг нотариуса в разных районах может отличаться

С таким мифом неоднократно сталкивалась нотариус города Москвы Наталья Сергеева. По словам эксперта, однажды, едва успев войти в нотариальную контору, семейная пара спросила ее о стоимости услуг. Получив ответ, женщина заявила, что нужно проверить цены еще в нескольких конторах, и лучше выбрать расположенные подальше от центра, ведь в спальном районе у МКАДа наверняка будет дешевле. Супруг тяжело вздохнул и направился к выходу.

На самом деле, сверять цены в нотариальных конторах своего региона – бессмысленно, говорит нотариус.

Стоимость определенного нотариального действия складывается из двух составляющих: тарифа на услуги правового и технического характера (УПТХ) и нотариального тарифа. Нотариальные тарифы определены законом: Основами законодательства о нотариате и Налоговым кодексом РФ. Тарифы на УПТХ указаны на сайте нотариальной палаты своего региона или на портале Федеральной нотариальной палаты.

По словам Сергеевой, в России действуют единые нотариальные тарифы, а цены на УПТХ определены для каждого субъекта с учетом различий в их социально-экономическом положении. Ежегодно Федеральная нотариальная палата учитывает специфику регионов и устанавливает предельные размеры тарифов. Таким образом, все нотариусы региона взымают одинаковую плату за те или иные услуги.

Поэтому не стоит думать, что в нотариальной конторе, расположенной в центре Москвы, придется заплатить больше, чем на окраине.

 

Миф 4. Доверенность не может утратить юридическую силу до указанного в документе срока, а бессрочную доверенность можно оформить раз и на всю жизнь

Нотариус города Санкт-Петербурга Мария Терехова рассказала, что регулярно слышит такие умозаключения от клиентов, которые обращаются для оформления доверенности.

По словам эксперта, она в первую очередь объясняет, что после выдачи доверенность можно отменить в любой момент. Доверитель может сделать это в любой нотариальной конторе – чтобы удостоверить соответствующее распоряжение, потребуется лишь паспорт и данные доверенности, которую необходимо отменить. Терехова отмечает, что при этом неважно, в какой форме изначально была выдана доверенность – письменной или нотариальной.

Все необходимые данные о документе будут внесены нотариусом в реестр отмененных доверенностей Единой информационной системы нотариата. Поскольку, согласно закону, этот реестр имеет публичный статус, уже на следующий день после размещения в нем сведений считается, что все заинтересованные лица проинформированы о факте отмены доверенности.

С помощью сервиса можно проверить актуальность и подлинность интересующей доверенности – достаточно указать реквизиты документа (реестровый номер, дату удостоверения, ФИО доверителя и нотариуса). Это может сделать любой желающий.

Терехова также отмечает, что такого понятия, как «бессрочная доверенность», в юриспруденции нет. Документ можно выдать на длительный срок – 20, 30, хоть 50 лет. Если в доверенности не указан срок действия, считается, что она выдана на 1 год. Таким образом, срок действия каждой доверенности ограничен, и по желанию доверителя его можно приостановить в любой момент.

 

Миф 5. Проживающий в квартире наследователя наследник «автоматически» вступает в свои права без оформления каких-либо документов

Нотариус города Санкт-Петербурга Мария Терехова предлагает рассмотреть следующую ситуацию: взрослый сын проживает в квартире вместе с матерью. Недвижимость целиком находится в собственности матери, она не составляла никаких завещаний. Согласно закону, после смерти женщины сын должен в течение шести месяцев обратиться к нотариусу, чтобы оформить наследство. Но он не знал об этом и никуда не обращался, посчитав, что наследство будет закреплено за ним автоматически, поскольку он проживал и продолжает жить в квартире.

Но если бы в будущем сын захотел, например, продать недвижимость, в которой жил, он должен в судебном порядке восстановить пропущенный срок вступления в наследство. Но Терехова отмечает, что в этой ситуации факт проживания наследника в наследуемой квартире дает ему преимущество. Если других равных наследников по закону и по завещанию нет, можно говорить о том, что проживающий в наследуемом жилье наследник фактически принял наследство и может, минуя суд, оформлять право на наследство у нотариуса.

 

Миф 6. Брачный договор означает, что брак заключен по расчету и скоро распадется

По мнению нотариуса города Омутнинска в Кировской области Анны Корчемкиной, если супруг предлагает заключить брачный договор, это значит, что он заботиться о своем партнере и ответственно подходит к созданию семьи.

Брачный договор помогает не только мирно решить, кто является владельцем того или иного имущества, но и, например, исключить ситуации, когда жене придется погашать бизнес-кредиты супруга. Также в соглашении можно обозначить права и обязанности супругов по содержанию друг друга, прописать способы участия в доходах партнера, распределить семейные расходы и включить любые другие положения об имущественных отношениях мужа и жены.

Брачный договор позволяет не только сохранить имеющееся имущество, но и обзавестись новым. К примеру, подавая заявку на ипотеку, пара может получить отказ, поскольку кредитор посчитает, что жена-домохозяйка – неплатежеспособна. Но если брачный договор определит покупаемую в ипотеку недвижимость как индивидуальную собственность мужа, такой ситуации не возникнет. Таким образом, ответственность за погашение займа ляжет на супруга, и риски банка существенно снизятся, поясняет Корчемкина.

19 октября 2017 638


Наверх